пятница, 19 марта 2010 г.

Адмирал Истомин.

адмирал Владимир Иванович Истомин    В этот день (7 марта по старому стилю) в 1855 году погиб контр-адмирал Владимир Иванович Истомин.
   По окончании Морского кадетского корпуса в 1827 году, Истомин служил в Кронштадте под командой адмирала М. П. Лазарева, участвовал в Наваринском сражении (8 октября 1827), за которое получил орден св. Георгия. В 1835 году был переведен на Чёрное море. где последовательно командовал шхуной, пароходом, корветом, фрегатом. Участвовал в Кавказской войне 1847 года. В 1850 году, будучи капитаном первого ранга, получил под коману новейший 120-пушечный линейным кораблем «Париж», на котором он отличился в  Синопском сражении (1853).
   Он командовал своим кораблем столь блестяще, что командовавший русской эскадрой адмирал Нахимов прямо во время боя хотел выразить ему благодарность, но на повреждённом флагманском корабле Нахимова были перебиты все (!) фалы и не на чем было поднять флажный сигнал. Вот как русские воевали! После сражения Нахимов писал: «Нельзя было довольно налюбоваться прекрасными и хладнокровными действиями корабля „Париж“»… " За доблесть при Синопе Истомин 28 ноября 1853 года был произведен в контр-адмиралы.
   Адмиральские эполеты ему вручили на собрании офицеры „Парижа“, расчувствовавшийся Истомин обещал никогда с этими эполетами не расставаться. И обещание сдержал, как и адмирал Нахимов, Истомин не снимет своих адмиральских эполет в течение всей осады Севастополя, с ними же его и опустят в могилу.
   Здесь небольшое отступление. Вероятно. не все знают историю появления золотых шевронов на рукавах флотской формы. В парусном флоте во время абордажных боёв снайпера с мачт отстреливали офицеров противника, различая их по блестящим эполетам. Поэтому, идя в рукопашную, офицеры снимали эполеты, а чтобы обозначить для своих свой офицерский чин, повязывали на руку белый офицерский шарф. Отсюда позже и возникли золотые шевроны на рукавах. Так что ношение эполет в бою — это уже было геройством.
Русский город Севастополь    Во время обороны Севастополя контр-адмирал В. И.Истомин в должности командира 3-й бригады 4-й флотский дивизии командовал морскими батальонами в Северном укреплении, и Пароходным отрядом. Когда враги переместились в Балаклаву и Камышовую бухту, Истомин перешёл на Южную сторону. С 13 сентября 1854 года контр-адмирал Истомин командовал 4-й дистанцией оборонительной линии, включавшей и Малахов курган, а также большую часть укреплений Корабельной стороны города. во время первой бомбардировки Севастополя 5 октября 1854 года Истомин был ранен в руку и голову, но не покинул поле боя. Он ушёл с кургана только на полчаса, чтобы проститься с умиравшим в Морском госпитале смертельно раненым вице-адмиралом В. А.Корниловым. О храбрости Истомина по гарнизону и городу ходили легенды: «Во время первых дней октябрьской бомбардировки он для себя выбирал постоянно самые опасные места Малахова кургана… Презрение к смерти было в нем развито до фанатизма: когда было очевидным для всех, что выстрелы неприятеля принимают верное направление, он непременно тут становился с трубой в руках, и никакие убеждения не могли заставить его переменить место».
   Адмирал восхищался мужеством русских солдат и моряков. В письме своему брату Константину он сообщал: «Такого самоотвержения, такой геройской стойкости пусть ищут в других нациях со свечой! То, что сыпалось на наших матросов, составлявших прислугу на батареях, этого не видели люди от века. Бывали несчастные для нас выстрелы, которые разом снимали полприслуги, и до приказания стояли охотники на их места… Ни один здоровый матрос не дозволял себя сменить охотником, которые беспрерывно, со слезами на глазах, упрашивали, чтобы их пустили к пушкам. Словом, чтобы описывать восторженную храбрость наших матросов и офицеров, нужно писать Гомериаду…. У меня нет почти офицера на батареях, который бы не был два-три раза ранен или контужен и при малейшей возможности не возвращался бы на свое место». Признавая заслуги контр-адмирала В. И.Истомина перед Россией, 20 ноября император Николай I подписал Высочайший Указ о его награждении орденом Св. Георгия 3-й ст. «в воздаяние примерной храбрости и самоотвержения, оказанных с самого начала бомбардирования Севастополя, благоразумных распоряжений под сильным неприятельским огнем и уничтожению различных предприятий врага. …И замечательно, что, где не придется солдату нашему сойтись с англичанином лицом к лицу, он его тащит за шиворот в плен, чем видимо отличается превосходство нашей славянской расы пред этими краснокафтанниками».
   7 марта (старого стиля) 1855 года в 10 часов утра, возвращаясь на Малахов курган после осмотра работ в строящемся камчатском люнете, контр-адмирал В. И.Истомин был убит прямым попаданием французского ядра в голову. Только лишь задняя часть затылка, отлетевшая назад, осталась от головы адмирала.
   Адмирал Истомин, покрытый кормовым флагом линейного корабля «Париж», был похоронен в соборе святого Владимира, рядом с могилами адмиралов  Лазарева и  Корнилова, где позже был похоронен и убитый адмирал П. С.Нахимов.
   Не буду писать о судьбе Собора при советской власти, догадаться несложно. В 1992 году многострадальный Севастополь торжественно перезахоронил останки четырёх выдающихся русских моряков в Соборе, наименованном Адмиральским.
   Историю (с фотографиями) Собора во имя святого Равноапостольного князя Владимира можно почитать здесь:
www.russian-church.ru/viewpage.php?cat=crimea&page=20
   А про самого русского адмирала Истомина советую почитать здесь:
www.stvladimir.orthodoxy.ru/istom.html

Комментариев нет: